Литературная карта
Карта сайта На главную Обратная связь

Персоналии

Ахматова Анна Андреевна

1889 - 1966


Приезд А. А. Ахматовой в Воронеж
1936

    Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, 11(23).06.1889–05.03.1966), поэтесса, переводчик, критик и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX в.
   
А. Ахматова, 1921 г. Художник 
Ю. Анненков
А. Ахматова, 1922 г. Художник 
К. Петров-Водкин
    Анна Ахматова родилась под Одессой. С 1891 г. жила в Царском Селе. Училась на высших женских курсах в Киеве. Свободно владела французским языком. 
    В 1912 г. был издан первый сборник стихотворений А. Ахматовой «Вечер», с предисловием М. Кузьмина. Молодая поэтесса сразу становится известной в литературных кругах. Среди её окружения поэты: Н. Гумилёв (с 1910 – муж Ахматовой), С. Городецкий, В. Маяковский, А. Блок, О. Мандельштам, К. Бальмонт и др. В 1914 г. был опубликован второй её сборник «Чётки», принёсший Ахматовой настоящую известность. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов современной России. Её стихи печатались в журналах, в том числе в воронежском издании «Сирена» за 1918 г., № 2–3 (под редакцией В. Нарбута) были напечатаны стихи А. Ахматовой «Проплывают льдины, звеня...», «От любви твоей загадочной...».
 
Журнал «Сирена», пролетарский двухнедельник. Воронеж, 1918,
30 декабря (№ 2–3)
    Ахматова изучает жизнь и творчество А. С. Пушкина, пишет статьи «О золотом петушке», «Александрина», «Каменный гость», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году».
  Её первые книги пользовались огромной популярностью, портреты Анны Ахматовой писали прекрасные художники, она была окружена всеобщим поклонением. 
    Творчеством Ахматовой восхищался литературовед Б. М. Эйхенбаум. В 1923 в Петербурге издана его книга – «Анна Ахматова: Опыт анализа». 
    Революцию поэтесса не приняла: «Всё расхищено, продано…». Однако из России не уехала. 
    С середины 1920-х гг. – начало большого перерыва в творчестве А. Ахматовой. Её стихи больше не печатали, на имя наложен негласный запрет.
    В 1940 г. вышел сборник «Из шести книг», но был подвергнут «идеологическому разносу». 
    В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения, впоследствии получившие названия «Клятва» и «Мужество». 
    Вернувшись из эвакуации в 1944 г., выезжает на фронт, читает стихи, в Ленинградском доме писателей проходит её творческий вечер. 
    Анна Ахматова работала над переводами, среди которых «Марион Делорм» В Гюго, лирика Древнего Египта, произведения китайской и корейской поэзии, сербский эпос.
    Запрет с её имени был снят лишь в конце 50-х гг. В 1958 г. вышел сборник «Стихотворения»; в 1962 г. – закончена «Поэма без героя», начатая в 1940 г., доработан знаменитый автобиографический «Реквием», который увидел свет только в 1987 г.
    С 1962 г. известность поэтессы достигает мирового уровня, её стихотворения переводятся на французский, немецкий, английский языки. 
    Поэт А. Т. Твардовский писал: «Поэзия Ахматовой – это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств. <...> В целом – это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника...».
    Издаются её последние прижизненные книги: «Поэма без героя» и поэтический сборник «Бег времени», в Италии – сборник избранных произведений. 
    Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 г. в Подмосковье. Столетие со дня рождения А. Ахматовой по решению ЮНЕСКО было отмечено во всём мире. 
   
А. Ахматова.1936 г.
Фотограф Л. Горнунг
О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова. 1934

    В феврале 1936 г. Анна Ахматова побывала в Воронеже в гостях у ссыльного поэта О. Э. Мандельштама. Ахматова всегда была для Мандельштама близким другом и почитаемым поэтом, дружба объединила их ещё в 1910-е годы. В 1916 г. Мандельштам написал, что «её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России» (статья «О современной поэзии»), в 1924 г. он назвал её имя среди поэтов «не на вчера, не на сегодня, а навсегда» (статья «Выпад»). Борис Кузин в воспоминаниях отмечает, что Мандельштам относился к Ахматовой «не только с необычайным уважением, – мало того, с каким-то пиететом». 
    Анна Андреевна не побоялась навестить опального поэта в Воронеже, где она гостила с 5 по 11 февраля 1936 г. На вокзале её встречали Надежда Мандельштам и Сергей Рудаков. (Сергей Борисович Рудаков (1909–1944), литературовед-текстолог, с марта 1935 по июль 1936 г. находился в ссылке в Воронеже, где близко общался с семьёй Мандельштамов).
    Н. Штемпель вспоминала: «Осип Эмильевич, рассказывая мне о приезде Анны Андреевны, смеясь, говорил: “Анна Андреевна обиделась, что я не умер”. Он, оказывается, дал ей телеграмму, что при смерти. И она приехала, осталась верна старой дружбе, <…> несмотря на своё тоже неблагополучное положение». 
    С. Б. Рудаков в письме к жене от 5.02.1936 г. так описывал приезд Ахматовой: «... О<сипа> оставили дома (и ходить ему утомительно, и, главное – он “тяжело” болен, судя по телеграмме, вчерашне посланной, – неловко же ожить), а мы с Н<адин> поехали на вокзал. Перрон. Толпа. Анна Андреевна – в старом, старом пальто и сама старая. Вид кошмарный. Сажу их на извозчика, сам трамваем. Приезжаем почти одновременно. Вхожу: она ещё не разделась. О<сип> полупомешался от переживаний. 
    Она снимает шляпу и преображается. <...> Когда она оживлена, лицо прекрасно и лишено возраста. Чудные волосы. Очень похудела, что даёт стройность. …». (Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1993 год. Санкт-Петербург, 1997. С. 136–137). 
 
Воронеж, 1930-е гг. Памятник Петру I.
    С 21 апреля 1935 г. по 13 марта 1936 г. Осип и Надежда Мандельштамы снимали комнату в центре Воронежа, в двухэтажном здании по улице 25-го Октября, 45 (на пересечении с проспектом Революции). В 1950-е гг. дом снесли. Сейчас по этому адресу находится шестиэтажное здание. Днём Анна Ахматова проводила время с Мандельштамами, а ночевала на квартире Фёдора Яковлевича Маранца. Он также был из категории поднадзорных, работал агрономом-плановиком в Сортсемтресте. Жил Ф. Я. Маранц по улице 20-летия ВЛКСМ (бывшая Поднабережная), 59. 
     Комната, в которой проживала Ахматова, выходила окнами на Петровский сквер и памятник Петру I. 
    О своём приезде в Воронеж Ахматова писала в дневнике: «В феврале 1936 г. я была у Мандельштамов в Воронеже и узнала все подробности его «дела». <...> Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен.
    И в голосе моём после удушья
    Звучит земля – последнее оружье...
    Вернувшись от Мандельштамов, я написала стихотворение «Воронеж». Вот его конец:
    А в комнате опального поэта
    Дежурит страх и муза в свой черёд.
    И ночь идёт,

   Которая не ведает рассвета». (Листки из дневника // Ахматова А. Победа над Судьбой. I. Автобиографическая и мемуарная проза. Москва, 2005. С. 116).
    Пребывание Ахматовой в Воронеже отражено в мемуарах Н. Я. Мандельштам и Э. Г. Герштейн, письмах С. Б. Рудакова.
    Исследователь Ольга Ефимовна Рубинчик (Санкт-Петербург) в своей статье, опубликованной в сборниках «Эйхенбаумовские чтения-5. Воронеж, 2004» и «Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 10. Симферополь, 2012» рассмотрела тему: Анна Ахматова глазами Сергея Рудакова.
     
7 февраля 1936 11 февраля 1936 11 февраля 1936
Силуэты Анны Ахматовой, выполненные С. Б. Рудаковым. Воронеж, 1936.
Силуэты впервые были опубликованы в альбоме «В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников» (2005).

    Общение Рудакова с Ахматовой продолжалось все дни её пребывания в Воронеже. Им были выполнены тушью три силуэта Ахматовой. Силуэт, помеченный датой 7 февраля 1936 г. удачно объединяет в себе реалистичность и символику. В портрете – резкое сочетание чёрного и белого. К 11 февраля относится два ахматовских силуэта. Они были выполнены на двух сторонах одного листа. Видимо, Рудаков, сделав один силуэт, затем обвёл просвечивающее изображение по контуру на обороте. Силуэты всё же отличаются друг от друга: один целиком закрашен тушью, на другом прорисованы волосы и намечен ворот платья. Обе работы кажутся законченными, однако из письма от 11 февраля следует, что Рудаков их таковыми не считал и не был доволен результатом. Как пишет О. Е. Рубинчик: «Из сложного комплекса своих представлений об Ахматовой Рудаков, видимо, стремился отразить в них прежде всего “спокойную, вечную гениальность”. <...> Ахматова, скорее всего, не узнала о существовании ни одного из силуэтов. Рудаков не привёл в письмах её оценку, а она никогда не упоминала эти изображения в списках своих портретов». 

***

    Спустя семьдесят лет, в мае 2006 г. в Воронеже на доме (ул. 20-летия ВЛКСМ, 59), в котором останавливалась А. Ахматовав в 1936 г., была установлена мемориальная доска (скульптор Ю. Д. Астапченко).
    70-летию встречи (2006) двух выдающихся отечественных поэтов ХХ в. был посвящён литературно-музыкальный вечер, организованный Воронежской областной универсальной научной библиотекой им. И. С. Никитина в содружестве с Воронежским историко-культурным обществом, местным отделением Союза российских писателей, городской историко-просветительской организацией «Мемориал». (Коммуна. 2006. 21 февр. С. 8).
    Мастер художественного слова, актриса Воронежской областной филармонии Л. В. Гаврилова исполняла «Реквием» А. А. Ахматовой с хором и оркестром в Воронежском театре оперы и балета (1989).
    В воспоминаниях Т. А. Русановой «Нечаянная встреча» воспроизводится встреча с Ахматовой в поезде во время поездки в Воронеж. (Русанова Татьяна Андреевна /1916–2005/, из воронежской семьи дворян Русановых – кандидат географических наук, автор многих научных трудов, мемуаристка).
    Косвенно с Воронежем связан и ещё один факт. Журналист П. Лепендин в статье «Ахматовские следы» (Воронежский телеграф. 2014. Июль. № 175. С. 21) рассказал о прижизненных изданиях А. Ахматовой, которые хранятся в одной из частных коллекций Воронежа. На одной из книг автограф Ахматовой 1963 г. курскому архитектору А. Г. Кепову. Ахматова приводит восемь строчек из трагедии «Сон во сне».

Литература

• Ахматова А. А. Победа над Судьбой: [в 2 т.]. Т. 1 : Автобиографическая и мемуарная проза. Бег времени. Поэмы / А. А. Ахматова ; [сост., подгот. текстов, предисл., примеч. Н. И. Крайневой]. – М. : Рус. путь, 2005. – 513 с. : ил.
• Ахматова А. А. Воронеж : стихотворение // Подъём. – 2011. – № 9. – С. 39–40.

***

• Русанова А. А. Встречи с Ахматовой и Мандельштамом / А. А. Русанова, Т. А. Русанова. – Воронеж : Изд-во профессионального Союза литераторов, 1991. – 8 с., [3] с. ил.
• Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1993 год : материалы об О. Э. Мандельштаме / Ин-т рус. лит. РАН (Пушкин. Дом) ; отв. ред. Т. С. Царькова. – Санкт-Петербург : Акад. проект, 1997. – 408 с.
• Герштейн Э. Г. Мандельштам в Воронеже // Мемуары / Э. Г. Герштейн. – Москва, 2002. – С. 100–261. – (Биографии и мемуары).
• Рубинчик О. Е. «Белая совесть, зповедь лжи...» : Анна Ахматова глазами Сергея Рудакова // Эйхенбаумовские чтения-5 : материалы междунар. конф. по гуманитар. наукам / Воронеж. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. С. Крюков. – Воронеж, 2004. – Вып. 5: Ч. 2 : Художественный текст : история, теория, поэтика. – С. 30–36.
• Крюков А. С. Анна Ахматова в Воронеже. Год 1936-й // Дань сердца и ума : сб. науч. тр. посвящ. юбилею А. Б. Ботниковой. – Воронеж, 2009. – С. 72–80.
• Крюков А. С. Анна Ахматова в Воронеже : год 1918 // Эйхенбаумовские чтения – 7 / отв. ред. А. С. Крюков. – Воронеж, 2011. – Вып. 7. – С. 127–134.
• Лахманн Р. Незавершённый диалог с культурой : Мандельштам и Ахматова как хранители памяти // Память и литература. Интертекстуальность в русской литературе XIX–XX веков / Р. Лахманн ; [пер. с нем. А. И. Жеребин]. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 261–282.
• «На доске малиновой, червонной...» : прогулка по мандельштамовским местам Воронежа / [текст О. Г. Ласунского ; предисл. А. Б. Ботниковой ; худож. А. П. Ходюк]. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2011. – 116 с. : портр., фото, рис.
• Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Воронеж : Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2012. – 472 с. – Имен. указ.: с. 447.
• Умывакина Г. «Как в землю закопанный клад...» : [об одной фотографии Анны Ахматовой из собрания Г. Умывакиной] // Университетская Площадь : художеств.-публицист. альманах / ред. Т. А. Дьякова [и др.]. – Воронеж, 2012. – № 5. – С. 140–146.